Дорогу осилит строящий . Цементобетонные дороги по-белорусски.

Местная дорожная сеть в Беларуси в течение трех-четырех лет должна быть приведена в порядок. Такую задачу Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил на совещании по вопросу развития местных автомобильных дорог. (5 апреля 2017 г., Минск).
В Беларуси достаточно технологий для качественного ремонта дорог, подчеркнул Президент. "Надо иметь в виду, что дороги мы договорились делать с бетонным покрытием. Если это сегодня по-прежнему актуально и выгодно (по крайней мере, еще ни один специалист мне не доложил, что это не выгодно), значит, надо делать дороги максимально бетонным покрытием. Где это невозможно - значит, асфальт и бетон, - сказал глава государства. - Еще раз подчеркиваю: технологий достаточно. Четыре года на то, чтобы не просто изыскать какие-то средства, а чтобы четко определиться и привести в нормальное состояние дороги за те средства, которые будут выделены. Железный контроль за губернаторами".
Как отметил министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, Беларусь имеет достаточно развитую сеть местных автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 71 тыс. км.
Местные автодороги обеспечивают транспортные связи 23 тыс. населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, около 1,4 тыс. агрогородков, 21,8 тыс. деревень и сельских населенных пунктов, а также подъезды к промышленным, сельскохозяйственным и другим объектам.
Усовершенствованное покрытие имеет 31,9 тыс. км (45%) дорог, гравийное и щебеночное - 27,5 тыс. км (39%) дорог.
Как все начиналось…
Постановлением Совета Министров №1296 от 31 декабря 2014 года утверждена Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы. Необходимость ее разработки очевидна: большая часть белорусских автотрасс эксплуатируется с прошедшими межремонтными сроками, более 30% мостов и путепроводов не отвечают нормативам, часть из них находится в предаварийном состоянии и нуждается в неотложном восстановлении. Высокое качество дорог подчеркивает статус страны, поэтому для Беларуси - связующего звена между Востоком и Западом - очень важным является реконструкция автомагистралей по направлениям международных транспортных коридоров, к областным центрам от Минска и другим наиболее востребованным участкам.
По словам начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Евгения Рокало, в программе, в которой обозначены направления работы в сфере дорожного хозяйства, основной упор сделан на развитие существующей сети дорог. Речь идет в первую очередь о продолжении реконструкции участков к областным центрам - Гродно, Гомелю - и дальнейшем развитии трансъевропейских коридоров. После реконструкции параметрам I категории и международным стандартам будут соответствовать 520 км республиканских дорог. В их числе участки автомагистралей М5/Е 271 Минск - Гомель, М6/Е 28 Минск - Гродно - граница Польши (Брузги), М8/Е 95 граница России (Езерище) - Витебск - Гомель - граница Украины (Новая Гута), Р23 Минск - Микашевичи, Р-53 Слобода - Новосады. Планируется, что здесь будет повышен скоростной режим движения.
Всего же за пять лет, начиная с 2014 года, предусмотрено построить и реконструировать около 1160 км республиканских автотрасс.
Особого внимания требуют также мосты. До 2019 года планируется отремонтировать и построить более 2210 погонных метров таких конструкций и путепроводов.
Что касается нагрузки, то пиковыми в плане строительства и реконструкции будут 2015-й, 2016-й и 2017-й годы, в течение которых необходимо выполнить наиболее крупные проекты. В их числе - сооружение второй кольцевой автодороги, участка трассы М5 Минск-Гомель от Бобруйска до Жлобина, участков автодороги М6 Минск-Гродно.
Дорожный фонд фактически заработал в 2015 году. Законом о республиканском бюджете на 2015 год закреплены доходные статьи, которые будут его наполнять: определены четыре постоянных источника. Это сбор за проезд по платным автотрассам (система BelToll), плата за проезд крупногабаритных и тяжеловесных автомобилей, госпошлина за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также сбор с иностранных грузовых автомобилей за проезд по дорогам общего пользования. Получаемые таким образом средства планируется расходовать только на нужды дорожного хозяйства.
Вместе с тем в ближайшее пятилетие на реконструкцию и возведение республиканских дорог будут привлекаться кредитные ресурсы отечественных и иностранных банков, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства. Недавно, например, была завершена работа по изысканию кредита Всемирного банка на $250 млн для реконструкции дороги М6 Минск-Гродно.
В госпрограмме есть раздел, касающийся научного сопровождения. Приоритетными направлениями научно-технического обеспечения дорожной деятельности на ближайшие годы является разработка и внедрение новых материалов и технологий при выполнении дорожных работ. Что касается асфальтобетонного покрытия, то здесь упор будет сделан на улучшение свойств дорожных битумов за счет адгезионных добавок, которые могут увеличить срок службы полотна. При строительстве мостов и путепроводов предполагается внедрение и расширение применения в практике монолитного бетоностроения. Если сравнивать нынешнюю Беларусь с европейскими странами, то сейчас эта технология там более развита. В этом направлении также планируется применять облегченные неразрезные пролетные строения.
На заседании Комитета государственного контроля (КГК) Беларуси в феврале 2016 года была дана оценка эффективности работы организаций цементной промышленности и выполнения поручения главы государства по вопросу использования цемента при дорожном строительстве. Так, по поручению Президента с 2015 года 10% объема производимого в Беларуси цемента должно направляться на строительство автомобильных дорог.
Правительство поручило Министерству транспорта и коммуникаций, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить потребление цемента в 2016-2017 годах на строительство (капитальный ремонт, возведение, реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, подъездов к объектам, проездов) в объеме 450 тыс. т ежегодно. Соответствующее решение закреплено постановлением Совета Министров №866 от 25 октября 2016 года.
Документ принят во исполнение протокола поручений Президента, данных 3 сентября 2014 года при посещении строительной площадки второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска, и в целях обеспечения строительства объектов транспортной инфраструктуры, поддержания их на уровне требований стандартов, а также использования при выполнении дорожных работ новейших технологий с применением цемента.
Ссылаясь на мнение ученых Белорусского национального технического университета, начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета государственного контроля (КГК) Беларуси Станислав Наркевич сообщил, что область применения технологии устройства цементобетонных покрытий может быть расширена именно при реконструкции и капремонте автодорог.
Технология строительства отработана, причем применять ее планируют как для дорожного строительства, так и в сфере благоустройства для дворовых проездов, тротуаров и прочего.
"Сегодня у нас уже 7 комплексов по устройству таких дорог. Когда мы начинали, приходилось брать технику извне, а сейчас она закуплена практически во все регионы", - рассказал Анатолий Калинин (заместитель премьер-министра Беларуси) на республиканском семинаре-совещании по актуальным вопросам развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в Гродно (июнь 2016 г.)
Например, в августе 2015 года на вторую Минскую кольцевую автомобильную дорогу поступил бетоноукладочный комплекс американской компании Gomaco.
При благоприятных внешних условиях производительность оборудования позволит устраивать 800 м цементобетонного покрытия в сутки.
В настоящее время при укладке бетона эксплуатируется комплекс Wirtgen немецкого производства. Оборудование работает в максимальном режиме при требуемых погодных условиях - в дождь, например, его эксплуатация невозможна.
Первая ласточка – МКАД-2 (открыта в декабре 2016 г.).
Строительство МКАД-2 с применением цементобетона началось в 2014 году. Завершение первого этапа было запланировано не позднее ноября 2015 года. Речь идет об участке от автомобильной дороги М3 Минск-Витебск до трассы М6 Минск-Гродно протяженностью более 40 км. В целом сооружение второй кольцевой будет выполнено в два этапа. Как ожидается, участок от автодороги М6/Е28 Минск-Гродно-граница Польши (Брузги) до автодороги М1/Е30 Брест (Козловичи)-Минск-граница Российской Федерации (Редьки) должен быть введен, согласно утвержденному графику, к 1 января 2017 года.
"Построить ее (вторую кольцевую автодорогу) в бетоне была моя идея, мое требование, - подчеркнул Президент, затронув также вопрос производства цемента в Беларуси. - Нам некуда было девать цемент, за это меня тоже критикуют - затрону и этот вопрос. Мы когда-то производили 4,5 млн т цемента, сегодня производим 9 млн т, а то и 10 млн т можем произвести. Раньше был бешеный спрос на цемент. И я принял решение, раз сами строим, цемента не хватает, давайте наши цементные заводы в чувство приведем, модернизируем и расширим. Тем более ресурсы свои, сырье свое", - рассказал Александр Лукашенко на встрече с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ 3 февраля 2017 года в Минске.
Когда наступил кризис, Россия и другие соседи начали покупать меньше цемента, поэтому пришлось расширить сферу его применения. "Отсюда и возникла идея использовать его при строительстве второй кольцевой. Если кто-то не понимает этого, я сожалею. Мы построили дорогу, но и там не хватило этих крох, которые мы собирали, и пришлось из бюджета добавлять деньги. И если вы намекаете, что они израсходованы куда-то не туда, я гарантирую, что это не так", - сказал глава государства.
Применение цементобетона в дорожном строительстве имеет ряд преимуществ. По расчетам на примере второй Минской кольцевой автодороги, сметная стоимость строительства 1 км четырехполосной дорожной одежды при устройстве цементобетонного покрытия только на 5,5% дороже асфальтобетона. При этом сравнительный анализ показывает, что при незначительном увеличении затрат на устройство бетонного покрытия, общие затраты на 25 лет эксплуатации такой дороги меньше ориентировочно на 1,4%.
По итогам национальной выставка Беларуси в Грузии (сентябрь 2016 г.), Грузия заинтересована в опыте Беларуси по строительству бетонных дорог.
"Грузии интересен наш опыт по строительству дорог, в том числе бетонных, которые более долговечны, чем традиционные. В принципе, они готовы видеть нас как партнеров в их строительстве", - отметил Александр Кручанов - первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси.
Он констатировал, что Беларусь может участвовать в различных тендерах, которые проводит Грузия. "Тендеры, которые проходят, надо изучать, и если они нам подходят, то участвовать. Грузия размещает значительные заказы, объемы. Ехать строить дом сюда нелогично, но проектные, научно-исследовательские организации вполне могут участвовать в тендерах", - сказал первый замминистра.

Источник:
http://www.belta.by/president/view/lukashenko-poruchil-privesti-v-porjadok-mestnye-dorogi-za-tri-chetyre-goda-241071-2017/
http://www.belta.by/interview/view/v-belarusi-samymi-naprjazhennymi-po-stroitelstvu-i-rekonstruktsii-avtodorog-budut-2015-2017-gody-4215/
http://www.belta.by/economics/view/tsementobeton-tselesoobrazno-ispolzovat-pri-rekonstruktsii-i-kapremonte-dorog-kgk-182965-2016/
http://www.belta.by/economics/view/tehnologija-stroitelstva-betonnyh-dorog-v-belarusi-otrabotana-196034-2016/
http://www.belta.by/printv/regions/view/novyj-betonoukladochnyj-kompleks-na-mkad-2-vvedut-v-ekspluatatsiju-v-blizhajshee-vremja-158020-2015/
http://www.belta.by/president/view/lukashenko-vse-sredstva-transportnogo-sbora-do-kopejki-napravleny-na-remont-i-stroitelstvo-dorog-231328-2017/
http://www.belta.by/regions/view/rekonstruktsiju-magistralnyh-avtodorog-belarusi-predpolagaetsja-vesti-s-ispolzovaniem-tsementobetona-183095-2016/
http://www.belta.by/economics/view/gruzija-zainteresovana-v-opyte-belarusi-po-stroitelstvu-betonnyh-dorog-208187-2016/
http://www.belta.by/economics/view/pravitelstvo-poruchilo-ispolzovat-900-tys-t-tsementa-dlja-stroitelstva-dorog-v-2016-2017-godah-216465-2016/